Светлояр русской словесности

Конкурс литературно — художественного творчества «Светлояр русской словесности» организован авторами проекта «Нижегородский ЖЭСТ: Живая Эстетика» при содействии Нижегородской государственной областной детской библиотеки и поддержке Министерства культуры Нижнегородской области. Целью своей конкурс имеет нравственное и эстетическое воспитание детей и юношества и творческое развитие и формирование национального культурного самосознания.

В конкурсе принимали участие порядка 200 работ в разных группах: авторы от 10 до 13 лет и от 14 до 30 лет. Каждая группа оценивалась индивидуально: сказочные работы и эссе (или стихотворение) на тему «Светлояр русской словесности - что это? Где это? - твоя версия». И именно в каминном зале турбазы «Подсолнухи» проходило в этот вечер награждение победителей.

Дипломы, а также благодарственные письма за содействие проекту, выдавала идейный вдохновитель и главный организатор как «ЖЭСТа», так и данного конкурса, писатель, педагог, искусствовед, председатель Нидегородского отделения СРП Марина Олеговна Кулакова, а затем слово передали одному из членов жюри конкурса, профессору Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Елене Вячеславовне Мариновой.

В первую очередь Елена Вячеславовна поздравила всех присутствующих с Днем славянской письменности, отметив, что это единственная письменность за всю мировую историю, которая была создана исключительно с сакральной целью; что русский язык — один из немногих языков, в котором лексически заложена ориентированность народа — носителя языка на СУЩЕСТВОВАНИЕ (а не на обладание как, например, в английском языке, где нашему глаголу «быть»/»есть» аналогом является «иметь»). Кроме того, Елена Вячеславовна рассказала о некоторых шагах, предпринимаемых нижегородскими филологами вообще и университета им. Лобачевского в частности к привлечению внимания общественности к проблемам современного русского языка, грамотности нашего народа, чистоте его речи. Это выступление стало емким эпиграфом ко всему последующему разговору.

Переходя к основной части семинара — общению участников конкурса и гостей с Прилепиным — Марина Олеговна Кулакова напомнила собравшимся о трех основных понятиях, которые должны были характеризовать конкурсные работы, которые характеризуют русский язык, русскую литературу, которые красной нитью прошли через все шесть месяцев конкурса, беря свое начало в водах озера Светлояр: ГЛУБИНА — ЧИСТОТА — ТАЙНА.

Именно они в полной мере свойственны знаковым (по мнению Марины Олеговны) писателям современности: Павлу Басинскому, Алексею Иванову, Евгению Водолазкину и Захару Прилепину.

Именно общение с Захаром Прилепиным стало ключевой частью встречи. Взяв слово, Прилепин в первую очередь продолжил тему, поднятую в начале общения Мариной Кулаковой, о «литературном слухе», без которого невозможна для человека работа со словом, который отличает словесников и позволяет творить. Однако к этому качеству Захар добавил еще необходимость некой «чревоточинки», которая делает поэта остро чувствующим, а его творчество — особенно пронзительным. Такая эмоциональная напряженность свойственна чаще всего юности, когда великим поэтом можно стать на всплеске жизненной энергии. Однако молодым авторам не стоит забывать о взрослении, когда «ярая» сила уходит: к этому времени у человека, который хочет не только НАЗЫВАТЬСЯ, но и ПРИЗНАВАТЬСЯ писателем, должен быть огромный багаж знаний по истории литературы, основным ее направлениям, современному ее состоянию. Выделяя в современной литературе «поколение 40-летних», Захар Прилепин обращает внимание на то, что все они получили признание и широкую известность уже в зрелые годы, что для прозаика более чем обосновано.

Себя Прилепин причисляет к «поколению 30-летних», тому самому, что пришли на смену постсоветских деятелей культуры и искусства. В те времена свою индивидуальность авторы показывали, отрицая советские авторитеты во всех сферах жизни, ломая все сложившиеся стереотипы. И было правомерно ожидать от воспреемников продолжения и развития новых тем и идей — однако так называемые «новые реалисты» (кроме собственно Прилепина это Елизаров, Шагунов и др.) свою генеалогию начали строить именно из советской эпохи, обращаясь в своем творчестве к отвергнутым в числе прочих понятиям мужества, чести, патриотизма.

Несмотря на «очарованность» публики живой речью профессионального словесника, признанного на мировом уже уровне писателя, из зала последовал и ряд вопросов. Например, один из финалистов конкурса поднял тему употребления нецензурной лексики в литературном произведении как показателя достоверности отражения действительности. Со стороны старшего поколения реакция была в основном резко отрицательная: в защиту чистоты языка от бранных слов были подняты пласты и языческой мифологии, и русских духовных традиций.

Вопрос об общении с читателями порадовал всех присутствующих: Захар Прилепин воспринимает эту часть своей работы не только как важную, но и как приносящую удовольствие и дающую новые знания о мире. Именно из многочисленных встреч и семинаров автор вынес осознание своей страны как единого целого в умах большинства людей.

Творческая лаборатория Захара Прилепина — это работа над произведением без мук и тягостных раздумий: для него даже самый большой и сложный роман — это «росток, который будет расти сам, если его правильно посадить». Таков, например, новый роман Прилепина «Обитель»: сложная и якобы далекая во времени и пространстве тема Соловецкого лагеря 20-х годов органично осознается им как часть единого культурно - исторического пространства, а потому становится близкой как автору, так и читателю.

А вот вопрос о возможном на современном этапе «возрождении» России Захар Прилепин для себя не ставит, так как не видит в истории нашей страны ее «падения», «низвержения», после которого необходимо вернуться к прежним высотам. История России — цепь событий, изменяющих и формирующих ее и ее народ, а следовательно, современный этап развития — лишь один из многих, которые уже были и еще ожидают нас в будущем.

Не прошло общение и мимо ситуации на Украине: по мнению Прилепина одним из ярчайших качеств, которые проявила разворачивающаяся гражданская война, остается стремление русского народа к соборности.

Хочется отметить, что, заведя речь о современной литературе, современных писателях и поэтах, Захар Прилепин особое место уделил Нижегородскому региону, где «концентрация» творческих личностей наиболее велика.

Немало своих размышлений высказывали и другие гости семинара. Особенно остро встала тема патриотизма: современный человек, особенно представители «денежной элиты» общества и высших эшелонов административной власти, зачастую не склонны осознавать Россию своим домом, признавая за Европой преимущество за счет качественного сервиса. Стремление своими руками создать условия для себя и своих близких убивается леностью: так же «баблолюбие (определение Захара Прилепина) вытесняет в умах россиян прежние высокие цели. Идеология поклонения «золотому тельцу» неминуема встала на место, освобожденное от советской идеологии представителями «либерального» движения. Без идеологии вовсе общество существовать все-таки не может, и в поисках более продуктивной идеи Захар Прилепин выдвигает «увеличение качества и количества населения страны для реализации последующих задач». А кажущаяся ее утопичность сравнительно легко опровергается тут же, в зале семинара, просто присутствием самого Прилепина, отца четверых детей, семьи Волковых, пятеро детей которых в большинстве своем являются лауреатами самых разнообразных творческих конкурсов, многодетного отца Алексея Борисович Грозы, директора природного парка «Воскресенское Поветлужье», да и просто энтузиазмом, с которым встретило эту идею все собрание.

Наблюдая в течение нескольких часов людей, искренне заинтересованных в подъеме русской культуры, национального самосознания, увлеченных своим, столь благородным, делом, видя подрастающее поколение, готовое принять знамя одной из величайших в мире литератур — РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - хочется присоединится к надежде Марины Олеговны, что уже в будущем году конкурс «Светлояр русской словесности» приобретет масштаб всероссийского конкурса, и снова на берега чудесного озера придут мастера слова, чтобы окунуться в его таинственный мир, обрести новые силы для новых, лучших творений.

Легенды Поветлужья

Сказание о святом источнике Кибелек на озере Светлояре

Много преданий сохранилось в народе о происхождении Кибелека, и все они разные по настроению... Согласно одному преданию, как только погибли трое первых защитников города и путь на Китеж стал открыт для врага, пришел на защиту православных сам святой Георгий. Выехал он на своем огромном коне с копьем в руке. Устрашились татары такого воина, но конь под Георгием вдруг споткнулся, провалившись копытом на топком месте. Понял Георгий, что, по промыслу Божию, другая защита была городу приготовлена, отступил. А на месте этом забил святой источник, Кибелек – это след от копыта коня Георгия.