Наша страна вмещает в себя 83 федереальных объекта, но далеко не все они состоят из шумных городов - миллионников. Есть в нашей стране множество совершенно чудесных маленьких городков, поселков городского типа, сёл и деревень.
И именно малым городам, селам и деревням был посвящен форум. Как сделать так, чтобы те, кто живут в нашей провинции, гордились этим? Как сделать из маленького городка или деревушки брэнд? Как зазывают к себе туристов успешные соседи, и как это делать нам? Участники всерьез были обеспокоены этими вопросами, на которые вот уже давно многие и в России, и за рубежом пытаются найти ответ.
Открыл форум мэр города Арзамаса М.М. Бузин, поприветствовав гостей на арзамасской земле и пожелав участникам форума плодотворной работы. В своей речи М.М. Бузин поделился некоторым опытом развития туристической инфраструктуры в малом городе. Особенно он отметил последнее новшество: в 2014 году впервые в Арзамасе прошел конкурс молодежных туристских проектов "О малом городе - большому миру". Цель конкурса - поддержать и помочь реализовать молодежные инициативы, начать формировать банк данных инновационных идей в сфере туризма на территории города Арзамаса. После приветственных слов директора Пешеланского завода и директора профилактория "Морозовского" произошло награждение победителей - создателей лучших туристских проектов. Дипломы и призы - сертификаты вручали сотрудники администрации и предприятий Арзамаса, которым не безразлично будущее родного города.
Пленарное заседание открыл Сергей Юрьевич Поздняков, руководитель Туристского Экспертного Сообщества, подняв вопрос о необходимости создания площадки для общения по теме развития малых городов. Сергей Юрьевич обратил внимание участников форума на тот факт, что именно в малых городах живет 60% населения, а значит, именно здесь существует острая необходимость привлечения специалистов извне для выработки стратегии развития города и обеспечения мест работы для его жителей. И не последнюю роль здесь играет как раз местное население, которое очень важно привлекать к процессу развития.
Одним из наиболее удачных примеров развития территории на основе национального культурного наследия является создание "Ассоциации самых красивых деревень России". О нем рассказал Мерзлов Александр Валериевич, профессор кафедры аграрного туризма Российского государственного аграрного университета МСХА им. К.А. Тимирязева, поделившись с участниками инструментами продвижения и маркетинга в этой области, остановившись на курсах повышения квалификации для специалистов и разработке грантов.
Следующие докладчики поделились с участниками своим опытом успешных туристических проектов. Боринская Наталья Павловна (начальник административных связей администрации Великоустюгского муниципального района) представила один из самых успешных примеров создания бренда в нашей стране - "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Алмазова Маргарита Владимировна (главный научный сотрудник МБУК "Историко-художественный музей г. Семенова) обратила внимание на множество позитивных факторов, влияющих на развитие города, в своем докладе о городе Семенове, родине "Золотой Хохломы". Маргарита Владимировна пригласила докладчиков и участников форума в гости летом: в Семенове впервые пройдет парад машин цветов "Золотой Хохломы". Выступила Батюкова Л.А., рассказав о предпосылках развития туризма в Козьмодемьянске, Кутурова О.Ю. представила вдохновляющий и очень свежий ролик о Рязани. Кукушкина Е.И. (зам. директора МКУ "Природный парк "Воскресенское Поветлужье"), поделилась своим взглядом на организацию крупных мероприятий в провинции, представив пример реализации программы по развитию событийного туризма "Межрегиональный фестиваль народного творчества "Град Китеж - душа России": такие крупные мероприятия состоят из бесконечного списка маленьких и больших пунктов, каждый из которых важен - такова была основная мысль презентации. Владимирова Л.Ю. (заместитель главы администрации Чкаловского района) закончила секцию с презентацией "Чкаловск - город крылатой мечты", как всегда заразив зрителей энтузиазмом и любовью к своему краю. "Приезжайте к нам!" - гостеприимно приглашала она каждый раз, делясь опытом проведения не похожих друг на друга фестивалей и мероприятий, которыми богат город на Горьковском море.
Завершился первый день форума обучающим семинаром Надежды Макатровой "Создание туристических брендов в малых городах. Российская практика". Надежда полностью завладела вниманием зрителей, начав семинар с рассказа о том, что и как происходит у нас в стране в сфере брендинга последние 5 лет. Неоднократно Надежда останавливалась на таком важном инструменте работы с брендом и его продвижением как... здравый смысл. "Посмотрите на свой город глазами туриста, которого вы ждёте. Он точно приедет посмотреть ваш уникальный музей, очень похожий на точно такой же музей, который располагается в соседнем городе?".
Рассказывая о том, как можно продвигать бренд своего маленького городка силами муниципалитета, Надежда делилась примерами из своего богатого опыта. И закончила она своё выступление так же практическим советом: "Мы очень много проводим опросов, без этого невозможно узнать мнение аудитории. Так вот большинство туристов отмечает, что минимум, который они ожидают от города при посещении, это... порядок. Скошенная трава и свежеокрашенные бордюры! Начните с малого. Шаг за шагом вы сделаете свой городок местом, куда хотят вернуться туристы, или откуда не будут уезжать жители ради каких-то мнимых удовольствий большого города".
На этой оптимистичной ноте закончился первый день межрегионального туристического форума. Впечатленных участников ждали ещё два не менее плодотворных дня.
Некогда из Васильсурска церковь с иконой Варлаама Хутынского двинулась с крутого берега и, пронесясь над лесами, невидимо стала над озером, и стоит до сих пор, и из озера слышен бывает звон, как из Светлояра. В ночь перед Пасхой нестиарцы собиралися на холме около своего озера и тихо ждали: в час, когда в полусотне километров в Макарьевском монастыре ударяли в колокол, будто были слышны из вод озера отголоски звона…