В гостях у Белого Барса

Мы приехали в столицу Татарстана вчера вечером под руководством Натальи Николаевны Милцевой, заместителя директора Национального государственного историко - архитектурного музея - заповедника, переночевали в гостинице ПРЯМО ПОД СТЕНАМИ КРЕМЛЯ, и теперь с нетерпением ждем начала экскурсии. Эльзара Расуловна впечатляет уже одним своим видом: она практикующая мусульманка, и ее костюм становится замечательным дополнением к интересному рассказу. А рассказать (и показать) в Казанском Кремле можно многое: мы видели остатки храма (причем подвальный его этаж, сохранившийся чудесным образом, собираются открывать для посещения в обозримом будущем) и границу древнего (еще булгарского) Кремля, прошли по прямой, как стрела, улице - ровеснице города и осмотрели легендарную башню Сююмбике, давно уже ставшую символом Казани: она слегка клонится на резиденцию президента республики, но Эльзара уверяет нас, что благодаря ряду работ по укреплению фундамента, а также железному поясу, крепко стянувшему первый ярус башни, ни прекрасному зданию резиденции, находящемуся на историческом месте расположения ханского двора, ни Минниханову Рустаму Нургалиевичу лично ничто не угрожает. Чудесная башня, овеянная романтическими легендами и накрепко связанная с именем Ивана Васильевича, царя Грозного, может быть свидетелем истории Казани еще не одну сотню лет.

Древнейший православный храм Кремля - Благовещенский собор. Под стенами его, среди зеленого сквера, расположенн памятник кремлевским зодчим: поддержите национальный музей - заповедник Республики Татарстан, оплатите экскурсию, и тогда вы узнаете, почему архитектор вложила в руки зодчих разные свитки!

Да и сам Благовещенский собор вряд ли поразит воображение русского человека, столь искушенного церковной архитектурой, однако - снова спасибо экскурсоводу! - мы обращаем внмание на отсутствие открытой звонницы. Зато без труда находим колокола внутри храма. Это не муляж, не музейная ценность: они в совершенном порядке, звонят по праздникам, но! - снаружи их не слышно! Как не слышно на территории Кремля и азана, призыва к мусульманской молитве, - а ведь здесь, через здание музейной галереи, находится одна из крупнейших мечетей республики - мечеть Кул Шариф.

Вот она действительно поражает! Яркая, но не кричащая, мощная, но словно бы уносящаяся в небо, с огромным куполом и изящными минаретами, Кул Шариф несомненно является великолепнейшим памятником исламской архитектуры!

А в ансамбле с Благовещенским собором - еще и достойным примером чуткого отношения и искреннего уважения друг к другу народов - соседей, чьи судьбы неразравно связаны историей как прошедших веков, так и будущих поколений. Не "толерантность", как подчеркивает Эльзара, - а именно уважение и полное признание прав человека на свободу вероисповедания! Как же необходима такая философия в современном мире, живущем в постоянном страхе террора и вернувшемся к гражданской, самой страшной, братоубийственной войне!

Мечеть Кул Шариф открыта для посещения, и даже разуться вас не попросят - только бахиллы надеть. И проводят на специально построенный для зрителей балкон, откуда можно увидеть мужской и женский молельные залы и все убранство мечети, полюбоваться арабской вязью, щедро украшающей своды.

А затем нас провели по залам Эрмитажа, пришедшего в Казань к ее Тысячелетию и до сих пор остающегося одним из предметов гордости всех сотрудников национального музея. Правда, сейчас здесь размещена не питерская экспозиция: выставка современного исламского искусства Jameel Prize 3 прибыла в столицу Татарстана из Лондона. Это выставка работ победителей конкурса, ежегодно проводимого британским музеем Виктории и Альберта. Выставка как минимум удивляет:  современное искусство все-таки весьма специфично, и проникнуться художественной ценностью ковра из специй или огромного листа бумаги, испещренного рядами точек, способен далеко не каждый.

Зато любому будет интересно узнать свой вес на Луне или Меркурии, окунуться в доисторическую эпоху и вслед за экскурсоводом пройти все ступени эволюции жизни на нашей планете. Фонды Музея естественной истории огромны, а любовь его сотрудников к своему делу поистине безгранична! Едва ли не материнская нежность звучала в голосе экскурсовода, когда она показывала нам остов маленького динозавра, которому так и не суждено было испытать тяготы доисторического мира. Подлинники, запертые в витрины, органично соседствуют с копиями и реконструкциями, а разнообразные интерактивные программы привлекают не только юных посетителей музея, но и заставляют улыбаться взрослых, с удовольствием здоровающихся с травоядным ящером или почесывающих мордочку медного динозавра, оглушительно шипящего в ответ.

А после обеда нас ждала автобусная экскурсия по Казани с посещением музеев Г. Тукая и К. Насыри.

Тысячелетие Казани, а точнее подотовка к его празднованию, значительно изменила облик города и, к сожалению, не без весомых потерь с точки зрения исторической ценности его застроек. Однако приезжим не просто разделить затаенную боль сотрудников национального музея по этому поводу - зато легко насладиться широкими дорожными развязками, красивыми домами, чистыми, изобилующими цветами и фонтанами улицами города. Да и погода нам улыбалась!

На самом деле, по Казани, по исторической ее части, все-таки стоит ходить пешком, что мы и делали по вечерам в одиночку или группами. Зато автобус дает возможность побывать в "заречной" части, где располагаются "спальные" районы и знаменитый Казанский аквапарк.

В музее Каюма Насыри мы узнали о роли этого замечательного человека в исламской культуре, а директор литературного музея Габдуллы Тукая, расположенного в прекрасном особняке, Доме Шамиля, не только поведала нам о трагической судьбе поэта, ставшего родоначальником татарского литературного языка, но и рассказала о работе музея: основных экспозиционных и интерактивных приемах, акциях и выставках.

Второй день семинара прошел под знаком Свияжска. Музей "Остров - град Свияжск", по мнению автора, смело можно назвать образцово - показательным: уже сейчас продуманный до мельчайших деталей, в перспективе он обещает стать поистине грандиозным проектом мирового масштаба - не зря одной из основных своих задач руководство музея видит в придании Свияжску статуса объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Директор музея Артем Николаевич Халиков по-хозяйски спокойно раскрыл перед нами все действующие и находящиеся на этапе подготовки выставки, рассказал о планах музея по расширению количества музеефицированных объектов и количества экспонатов в фондах, рассказал о Широкой Масленнице, ставшей на острове излюбленной традицией и науных конференциях. Мы даже побывали в фондохранилище музея! Зависть, конечно, не хорошее чувство, но как не позавидовать музею, который помимо определенного объема финансирования, самого по себе не являющегося гарантом успеха, располагает еще и профессиональными экспозиционщиками, художниками, а главное - глубокими знаниями научных сотрудников, которые точно знают, что хотят рассказать гостям об этом прекрасном и удивительном месте. Мы от всей души желаем Артему Николаевичу и всему коллективу музея "Остров - град Свияжск" успехов в работе и процветания к вящей гордости славной Республики Татарстан!

И, несомненно, нельзя забыть и о жителях слободы "Ленивый Торжок", встретивших нас с завидным гостеприимством. Слобода расположена в административном центре Свияжска. Здесь гости города могут не только приобрести сувенирную продукцию, но и понаблюдать за работой кузнеца, войти в настоящую юрту, долгое время служившую домом татарскому кочевому народу, пострелять из лука и арбалета. Кстати, хозяин тира оказался уроженцем Нижнего Новгорода, что нас немало воодушевило.

Аналогичный объект "Конный двор" находится в самом начале экскурсионного маршрута, напротив Надвратной церкви Успенского монастыря.

Успенский монастырь XVII - XVIII вв - единственный действующий монастырь на острове. Ему же принадлежит территория Иоанно - Предтеченского монастыря, начало строительства которого относится к XVI веку (от этого времени на территории монастыря сохранилась Троицкая церковь 1551 года, срубленная во времена Ивана Грозного, по преданию, за один день). Громадой над деревянной церквушкой высится собор "Богоматери Всех Скорбящих Радость" рубежа XIX - XX вв. Его стены красного кирпича и серые купола особенно издали напоминают нижегородский собор Преображения Господня.

А в самом Успенском монастыре, несмотря на идущие полным ходом работы по ремонту и реставрации, нам удалось посетить Успенский собор и увидеть уникальный фрески середины XVI века.

Свияжск встретил нас ясным солнцем, а проводил низкими кучевыми облаками, показав все краски, все красоты свои. Вряд ли хоть кому-то удается остаться здесь равнодушным! Вряд ли хоть кому-то не захотелось поделиться радостью общения с этим местом и привезти сюда своих родных и близких!

С "острова Буяна" (именно Свияжск принято считать прообразом пушкинского сказочного острова) мы попали прямиком в Советский Союз. Музей социалистического быта на Университетской улице пройти невозможно: эволюция чайников от 40х до 80х годов над входом выглядит оригинально, а фраза "Место положительных эмоций"  обещает хорошие впечатления. Действительно: несмотря на усталость, несмотря на массу предыдущих впечатлений, все мы не переставали улыбаться, рассматривая знакомые по детству предметы, узнавая "свои" вещи. Здесь все можно потрогать, подержать в руках, померить. Здесь все носит отпечаток той эпохи, пронизанной верой в людей и надеждой на светлое будущее, бунтарским духом и счастливым детством.

Третий, заключительный день семинара не предвещал, казалось бы, никаких ярких открытий: мемориальный музей М. Джалиля, усадьба Боратынских, национальный музей и музей - мемориал памяти ВОВ - знакомство, несомненно, полезное, но сюрпризов не обещающее.

Музей - квартира национального татарского поэта Мусы Джалиля, расположенный на четвертом этаже жилого дома, встретил нас строгой экспозицией и трагическим рассказом о недолгой жизни и страшной смерти поэта - с тяжелым чувством выходили мы в солнечный день мирного города. А буквально через два дома - воплощенная жизнь, гимн семье и любви, сознание долга перед родиной и соотечественниками. Елена Викторовна Скворцова, старший научный сотрудник единственного в России музея Е.А. Боратынского - человек, благодаря которому для каждого из нас ожил так незаслуженно недавно переведенный в "первостепенные" великий русский поэт, непревзойденный мастер элегии, первый поэт - философ в русской литературе. Потрясающий артистизм Елены Викторовны и прекрасное знание материала, возможное только благодаря отношению к работе как делу всей своей жизни, сделали экскурсию незабываемой, а героев его рассказа - действительно БЛИЗКИМИ нам людьми.

Во второй половине дня нас ожидал национальный музей Республики Татарстан. Ожидал всеми своими экспозициями и временными выставками, выполненными с одинаковой серьезностью подхода и качеством материала; всеми героями "ожившей экспозиции", поведавшими нам о "своем" времени и жизни в нем, - и даже всеми сотрудниками, которые смогли найти время для общения с нами, своими коллегами. И чай с чак - чаком стал скорее предлогом, позволившим всем нам использовать эту редкую возможность для неформального общения. Поднимали общие для всех музеев проблемы, обсуждали работу школьных музеев в частности и музейной ассоциации в целом, делились опытом, предлагали и давали советы...

Но впереди нас ждал еще один, последний в этот раз музей - музей - мемориал Великой Отечественной войны. Заведующий музеем, Михаил Валерьевич Черепанов, сумел бы заинтересовать самого искушенного слушателя: заданных им вопросов в итоге оказалось значительно больше ответов, однако с таинственностью фокусника Михаил Валерьевич простился с нами буквально ссылкой на сайт поискового общества "Мемориал". И вряд ли стоит сомневаться, что многие из нас побывают там, чтобы найти эти ответы, узнать шокирующие факты "неизвестной Великой войны". Чтобы узнать правду.

Казань провожала нас тихими прохладными сумерками, белоснежными стенами Кремля в лучах закатного солнца и салютом, а я, напоследок вылезая из вечного "мы", не могу не поделиться с заинтересованным читателем личным советом: посетите Казанский Кремль в первую же ночь по приезде! Свет прожекторов, придающий таинственность древним стенам, сочащийся сквозь густую зелень арок сквера, багряная башня Сююмбике и сказочно прекрасная, сияющая на фоне темного бархата неба мечеть - эти образы так и остались для меня самыми яркими за все время путешествия. И я, поверьте, об этом отнюдь не жалею!

Легенды Поветлужья

Легенда озера Нестиары (по В.Г. Короленко)

Некогда из Васильсурска церковь с иконой Варлаама Хутынского двинулась с крутого берега и, пронесясь над лесами, невидимо стала над озером, и стоит до сих пор, и из озера слышен бывает звон, как из Светлояра. В ночь перед Пасхой нестиарцы собиралися на холме около своего озера и тихо ждали: в час, когда в полусотне километров в Макарьевском монастыре ударяли в колокол, будто были слышны из вод озера отголоски звона…