Новые факты природного календаря: Первая декада апреля – начало массового пролета птиц в природном парке «Воскресенское Поветлужье»

Два очень теплых дня 6 и 7 апреля, когда дневные температуры достигали +10 ⁰С, привели к активному таянию снега и дали начало массовой весенней миграции птиц.

Впервые отмечены:

4 апреля – серый журавль.

6 апреля – коршун, озерная чайка.

8 апреля – белая трясогузка (фото 20), обыкновенная овсянка (фото 21), тростниковая овсянка, зеленушка, певчий дрозд, деряба, белобровик, вяхирь, серая цапля, гуменник, кряква, чирок (не определен до вида), гоголь, большой крохаль, черныш, сизая чайка, полевой лунь.

9 апреля – юрок.

10 апреля – зарянка.

 

Фото 20. Белая трясогузка на льду реки Шурговашка. Народное название трясогузки – «ледоломка» (хвостиком по льду бьёт – лёд разбивает) отражает время её прилета, когда лед на речках еще не сошел

 

Фото 21. Самец обыкновенной овсянки

Первые журавли отмечены в селе Воскресенское еще 4 апреля – две птицы с криком пролетели над Ветлугой в северном направлении. С этого времени крики журавлей слышны у деревень Шурговаш, Осиновка и села Владимирское. Прилетая, журавли кормятся на полях группами до 6-8 особей, часто, вместе с гусями, до середины мая, а затем разлетаются по болотам, где устраивают гнезда и выводят птенцов. Первых журавлей на поле удалось увидеть 8 апреля – на стерне у деревень Шурговаш и Лобачи. Пролет продолжается, стаи журавлей в небе (от 3 до 7 особей) отмечены 9 и 10 апреля.

Первые чибисы, прилетевшие в этом году очень рано, впервые зарегистрированы еще 21 марта (одновременно с пуночками), когда поля были под снегом (фото 22). До снеготаяния и появления проталин на полях, они кормились вдоль обочин дорог, где их можно было наблюдать до апреля.  В первой декаде апреля чибисы массово встречаются на полях у деревень Лобачи, Каменка, Шурговаш.

 

Фото 22. Чибисы – первые кулики, прилетающие весной в «Воскресенское Поветлужье» с мест зимовок

Большой интерес для наблюдений за птицами представляют освободившиеся от снега поля. Низины, заполненные талой водой, превратились почти на месяц во временные водоемы и используются для отдыха гусями, утками, куликами. На поле у деревни Лобачи на таких водоемах 8 апреля отмечена стая чирков из 5 особей (до вида определить не удалось), 2 пары крякв (фото 23), черныш (кулик из семейства улитов), смешанная стая сизых и озерных чаек из 30 особей.

 

Фото 23. Пара крякв на временном водоеме у деревни Лобачи

8 апреля начался гусиный пролет, небольшие единичные стаи птиц наблюдались на р. Керженец (д. Рустай), у деревни Шурговаш, в селе Троицкое. Первыми начинают лететь гуменники, пара птиц отмечена отдыхающей на поле у деревни Шурговаш (фото 24).

 

Фото 24. Два гуменника, отдыхающие и кормящиеся на поле

Единичные скворцы и зяблики, также впервые появившиеся в «Воскресенском Поветлужье» 20-21 марта, в последнюю неделю марта перестали встречаться, поскольку похолодание и снег заставили их снова откочевать на юг. 8 апреля птицы встречались уже массово, стаями. У деревни Каменка встречена стая скворцов в количестве 110 особей, вместе с рябинниками скворцы кормились на поле (фото 25, 26). Стая зябликов из 50 особей вместе с единичными юрками кочевала вдоль дороги на Лобачи и была отмечена 9 апреля.

 

Фото 25. Сотенная стая скворцов у деревни Каменка

 

Фото 26. Скворец – один из массовых видов начала весенней миграции птиц

С 8 апреля на полях зарегистрированы сотенные стаи дроздов, в основном рябинников (фото 27), единично – деряба, певчий дрозд (фото 28), белобровик (фото 29). Черный дрозд в апреле не отмечен, эта птица ведет очень скрытный образ жизни, наблюдать ее приходится нечасто. Первая встреча черного дрозда нынешней весной состоялась 21 марта у дороги на деревню Шадрино в лесу.

 

Фото 27. Рябинник на верхушке сосны

 

Фото 28. Певчий дрозд

 

Фото 29. Белобровик

 

Продолжают встречаться небольшие, до 5-8 особей, стаи снегирей, клестов-еловиков (фото 30), свиристелей, щеглов (фото 31). Птицы еще не разбились на пары и кочуют.

Фото 30. Клесты-еловики. Вверху – яркоокрашенный взрослый самец (красный). Самки окрашены в зеленовато-серый цвет. Окраска оперения самцов-первогодков варьирует от зеленоватых до оранжево-красных тонов

 

Фото 31. Щеглы на осине

Галки (фото 32) встречаются на полях большими стаями (до 40 особей). Отдельные птицы уже составили пары и начали постройку гнезд. 6 апреля пара птиц замечена с гнездовым материалом в клювах под застрехой школы в селе Владимирское.

 

Фото 32. Галка – обычный оседлый вид Нижегородского Заволжья

Гнезда сорок (фото 33) представляют собой шар из веток, расположенный в гуще ветвей лиственных деревьев, растущих у обочин дорог, по берегам водоемов и в других полуоткрытых местах. Редко можно увидеть лоток, так как расположен он сверху и заглянуть в гнездо трудно (фото 34).

 

Фото 33. Сорока не устраивает колоний, ведя одиночный образ жизни

 

Фото 34. Гнездо сороки, вид сверху

На полях в большом количестве отмечаются луни. 9 апреля на поле у деревни Лобачи наблюдалась охота молодого полевого луня на мышевидных грызунов. Луни – специализированные хищники, их добыча – мышевидные грызуны, обитающие на открытых пространствах. Как только птица с добычей опустилась на землю, ее начала активно атаковать серая ворона (фото 35). Спектр питания вороны чрезвычайно широк – птицы хищничают, питаются падалью, отбросами на свалках, употребляют в пищу насекомых и растительные корма. Поймать мышь ворона может, но ей это сделать труднее, чем луню. Отнять чужую добычу вороне, видимо, проще, в связи с такой особенностью поведения, как активное преследование не только более мелких, но и крупных хищных птиц. Часто можно наблюдать, как несколько ворон активно преследуют хищников, отгоняя их от гнезд.

 

Фото 35. Нападение серой вороны на молодого полевого луня

Легенды Поветлужья

Татарская голова

Столетиями в окрестностях озера Нестиара искали клад. Есть тут возвышенность небольшая, называется «Татарская голова». Там по преданию татары зарыли несметные сокровища — то, что награбили в годину набега на землю русскую. Много там копали горе-искатели, буквально перелопатили весь бугор. После остыли - посчитали, что клад заговорен… Но некоторые и поныне подозревают, что клад есть там, но лежит он на дне озера. Только добраться до него невозможно: слой ила достигает 30 метров, а то и боле. Не докопаться…