Сверху - грибы, снизу - сокровища!

Щуря глаз, мы все смотрим вдаль, пытаясь заглянуть за горизонт, порой не зная, что творится у себя под ногами. Фраза философская, но очень точная. Ведь порой удивлению нет предела, когда открываешь вдруг столько интересного у себя под ногами. А вернее сказать – отрываешь… Думаю, удивлены были и рыбаки, что наезженной дорогой спешили к излюбленным местам рыбалки на Ижму, увидев группу людей на поляне, которая уже успела затянуться молодым соснячком. Эх, а ведь недавно здесь было пахотное поле… Уж не сморчки ли со строчками ищут они в молодом лесочке этими погожими майскими днями? Сморчки сморчками, а маслята на этой полянке встают каждый год семьями по двадцать, а то и тридцать штук. И я эту поляну знаю.

Да только находки поинтереснее маслят обнаружили здесь археологи – эти незнакомые люди, что не могли не привлечь к себе внимание всех проезжающих. Руководитель экспедиции, сотрудник Нижегородского государственногоуниверситета, Четвертаков Евгений, выкладывает на стол передо мной «артефакты» – именно так в археологии называются найденные под землей вещи. Непонятные на первый взгляд предметы обретают названия: вот пронизка – традиционное марийское украшение, которое женщины вплетали в косу, вот накладка на пояс, ручка от котелка, медные пуговки с орнаментом и даже – настоящий наконечник копья! Среди прочего – и вещи «помоложе»: металлические крепежи от каких-то деревянных конструкций, монета с изображением двуглавого орла – символа царской эпохи, пуговица с якорем, с морского кителя быть может, русские православные нательные кресты. Дух захватывает от ощущения того, что неглубоко под землей, в знакомом месте лежат настоящие сокровища истории. Что же творилось на этой полянке век, два, три назад? По предположениям Евгения, версий здесь может быть несколько. Первая, и самая яркая – в этом месте располагался марийский могильник. Естественно, ученые нашли вещи, которые уже были потревожены при вспашке земли – плугом лошади, тракторным. Однако далеко эти предметы от своего первоначального местоположения не уехали. И, быть может, там, под пластом земли, лежат марийские воины в полном традиционном одеянии, с копьями, посудой – всеми теми вещами, с которыми их сородичи отправили в мир иной. А рядом – женщины, в костюмах и с украшениями, остатки которых здесь и были найдены через несколько веков.

Еще одной гипотезой может служить предположение археологов о том, что на поляне возле реки Ижмы было древнее марийское святилище. И третья версия – местонахождение (так называли поляну археологи) было важным пересечением дорог с древних времен, а значит, важным местом для жителей района XVII-XVIIIвеков. Люди здесь ходили, ездили… Отсюда – и потеря многочисленных вещей. О том, что на том месте было селище, говорить не приходится: археологи объяснили, что культурного слоя (как то: керамические остатки глиняной посуды, кости и другие хозяйственные ценности), по которомуопределяется наличие поселения, здесь нет.

Однако какая бы версия ни оказалась правдой, в любом случае для местных жителей это – открытие. По-научному – памятник археологии. Но настоящим памятником место станет в сентябре, когда экспедиция вернется с описанием предметов, составит план местонахождения и все будет оформлено документально, а найденные вещи станут экспонатами местного музея в Больших Отарах.

 

Материал предоставлен корреспондентом газеты "Воскресенская жизнь" Натальей Уткиной

Легенды Поветлужья

Легенда озера Нестиары (по В.Г. Короленко)

Некогда из Васильсурска церковь с иконой Варлаама Хутынского двинулась с крутого берега и, пронесясь над лесами, невидимо стала над озером, и стоит до сих пор, и из озера слышен бывает звон, как из Светлояра. В ночь перед Пасхой нестиарцы собиралися на холме около своего озера и тихо ждали: в час, когда в полусотне километров в Макарьевском монастыре ударяли в колокол, будто были слышны из вод озера отголоски звона…