Кузьминки - по осени поминки

Кузьма и Демьян (Косьма и Домиан) — христианские православные святые, они покровители ремесел, брака, домашней птицы, почитаются также как врачи-бессребреники. Это были искусные врачи, исцелявшие людей и скот, не беря вознаграждение за свои труды. Дни памяти этих святых отмечаютcя в церковном календаре трижды — 14 июля, 30 октября и 14 ноября. Одно из первых упоминаний братьев-святых на Руси относится к последней четверти ХI в (новгородские берестяные грамоты).

В народной традиции распространено представление о них как о «божьих кузнецах» - молот считался одним из главных и постоянных атрибутов Кузьмы и Демьяна. Кузнецы считали Кузьму и Демьяна своими покровителями. Этим святым отводили важную роль в заключении брачных союзов.

Очень часто (и в нашей области не исключение) эти святые воспринимаются как одно лицо, «Кузьма-Демьян», «Кузьма Демьяныч», «Кузька». Их также считали «куриными богами», покровителями кур, а сам праздник - «курячьи именины»: в курятниках служили молебны, священник кропил святой водой домашнюю птицу. Также в это день резали кур, «чтобы птица водилась», а иногда трапезу в этот день начинали молитвой «Кузьма-Демьян сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». И поэтому именно курятина - одно из главных обрядовых блюд на Кузьминках.

Началась наша праздничная вечорка с парных и сольных частушек под гармошечку, потом за чаем и вкусностями слушали рассказ о празднике, о том, как раньше гуляли на Кузьминки. Девушки из ансамбля «Покрова» исполнили обрядовую песню «О, святый Козьма-Демьян». 

Потом играли в веселые народные игры, первая из них отображала суть праздника, и называлась «Курица, курица, на кого наклюнется», потом играли в «Селезень утку гонит», «Золотые ворота», «Я на бочке сижу» и др. Большей частью эти игры целовальные, что соответствовало свадебной тематике Кузьминок.

После игр, взяв пример и опыт с наших ивановских коллег, мы устроили небольшой шуточный конкурс на лучшую хозяюшку. Выбрали пять девушек неженатых и девочек, они разгадывали загадки, записанные от бабушек Сосновского района Нижегородской области, а также показывали свои умения в завязывании платков и пеленании детей, родственников Буратины. 

Вечорка на Кузьминки в МТК "Град Китеж" У кого платок повязан краше? Судья конкурса по пеленанию Задушевные песни на вечорке

После конкурса начались веселые танцы и кадрили: «Во саду ли в огороде», «Матаня», «Краковяк», «Ойся ты ойся» и конечно всеми любимый танец с платочком. Уплясавшись, за столом пели выученные на посиделках песни: любимую «Курочку тю-рюрю», «Как у нас за столом», «Во саду девка гуляла».
Ну и конечно, заключительной кульминацией вечера была долгожданная «Метелка», с разными фигурами, и, конечно, в конце с целовальным «Ручейком».

После заключительных танцевальных аккордов чтобы настроиться на гармонию под звуки гусельных струн следовали частушечные наигрыши «Завидочка». Играли нынче на 3-х инструментах, показывали свои умения и опыт, наработанный на мастер-классе Дмитрия Парамонова. Гусельная мелодическая нотка завершила нашу прекрасную вечорку. 

Мы были очень рады всем, кто несмотря на снегопад добрался да нас - как нашим "посиделошникам", так и все приезжим друзьям из разных фольклорных коллективов Нижнего Новгорода. До новых добрых встреч, друзья!

Легенды Поветлужья

Кибелек – святой источник близ озера Светлояр

Много преданий сохранилось в народе о происхождении Кибелека, и все они разные по настроению... Основная же версия, что могилы близ источника - это могилы трех святых китежских старцев. Некоторые верующие считают землю святой и берут её, чтобы исцелиться от различных недугов. И ещё говорят, на этой поляне всегда тишина, и какой бы ветер ни дул, молитвенные свечки здесь не гаснут, не догорев.